Казанский кафедральный собор

Казанский кафедральный собор

Казанский кафедральный собор представляет один из самых значимых архитектурных доминант Санкт-Петербурга. Он был возведен в 1811 году, по выигравшему конкурс проекту выдающегося архитектора А.Н Воронихина. В храме, который считается выдающимся памятником стиля ампир, хранится православная святыня – Казанская икона Божьей матери, но не оригинал, а весьма почитаемый список с ее образа. В ее честь храм и получил свое название.

Расположение Казанская пл.,2
Также Вам могут быть интересны
Отобразить на карте

Ранее на месте собора располагалась каменная церковь, возведенная в начале XVIII века архитектором М.Г. Земцовым. В конце столетия ее и окрестные здания разрушили, а на этом месте появилась  обширная площадь, на которой в  1801 году в торжественном порядке заложили основание нового грандиозного храма.

Автор проекта А.Н Воронихин стремился придать облику храма сходство с собором Святого Петра. Об этом его просил император Павла I, который надеялся таким образом улучшить отношения с католической церковью. От фасадов здания, в две стороны как и в оригинальной конструкции, расходятся полуциркульные внушительные колоннады, заканчивающиеся изящными порталами. По плану форма Казанского собора воплощает латинский крест. В северной части центр фасада украшен многоколонным портиком и увенчан фронтоном. В свою очередь, фасад на противоположной стороне выглядит по сравнению с ним более легким, поскольку на нем отсутствует колоннада. Барабан под куполом украшен пилястрами и окнами. Кстати, удачной находкой архитектора является необычный выбор материала для облицовки – пудостского камня. Это известняк, добываемый под Петербургом, который имеет характерный, желтоватый оттенок

Казанский кафедральный собор

Важную роль во внешнем декоре играют скульптурные изображения. Барельефы со сценами из библейской истории располагаются на фасадах и аттиках проездов. Северные врата храма – это бронзовая копия «Врат рая» Лоренцо Гиберти, которые установлены во Баптистерии, что находится во Флоренции. В боковых нишах у дверей расположены бронзовые фигуры Иоанна Крестителя, Александра Невского, Андрея Первозванного, а также князя Владимира, отлитые скульпторами И П. Мартосом, С. С. Пименовым, И. П. Прокофьевым.

Торжественности и величие внешнего облика храма сочеталось с изящным оформлением его интерьера. Архитектор добился необыкновенного единства пространства в этом огромном храме. Ряды коринфских колонн являются настолько прозрачными и тонкими, что из любого места внутри собора возможно увидеть алтарь.

Декор внутреннего пространства Казанского собора был выполнен . В центральном нефе, на сводах апсиды находилась грандиозная фреска С.А. Бессонова «Тайная вечеря». Престол храма был покрыт тонкими среброкованными одеждами, он был обрамлен колоннами, выполненными целиком из полудрагоценных материалов - лазурита и яшмы. Напротив центрального предела размешалось царское место, высеченное целиком из олонецкого мрамора.

Изначально в соборе находился иконостас, спроектированный А.Н. Воронихиным. Однако, в 1836 году была произведена замена на новый, сделанный из серебра, отвоеванного у французов в 1812 году, со вставками серой яшмы. Его автором был знаменитый архитектор К.А. Тонн. Большинство образов иконостаса было создано лучшими художниками эпохи. Например, автором «Благовещения» является В.А. Боровиковский; Г.И. Угрюмов написал «Архангела Михаила»; образы «Григорий Богослов», «Святой Василий Великий» и «Святой Иоанн Златоуст» были созданы В.К. Шебуевым,  а мастер портрета О.А. Кипренский нарисовал «Богоматерь». В дальнейшем, собрание было пополнено иконами П.В. Басина, Ф. А. Бруни и К.П. Брюллова. Кроме изображений, интерьер храма был декорирован также барельефами, из которых сохранилось лишь два: «Несение Креста», а также работа «Взятие Иисуса Христа воинами в Гефсиманском саду».

Казанский кафедральный собор

Судьба Казанского собора оказалась тесно связанной с масштабными военными действиями в России, которые произошли в начале XIX века, вскоре после окончания постройки. Известно, что после молебна под сводами собора осенью 1812 года прославленный полководец М.И. Кутузов направился в ставку русской армии. Когда он скоропостижно скончался во время заграничного похода в небольшом немецком городке, было решено его тело захоронить в склепе, который был установлен в северной части Казанского собора. После войны 1812 года в здании хранились трофеи, захваченные у неприятеля русскими войсками. Поэтому собор известен и как национальное мемориальное сооружение.

После революции храм отдали обновленцам, поэтому службы в нем около десяти лет проходили. Он закрылся только в 1929 году, а с 1932 года здесь находился Музей истории религии и атеизма. В 50-60-е годы ХХ века внутренний и внешний облик собора были отреставрированы, а в 1991 году здание собора стало вновь принадлежать Русской Православной церкви и в нем стали проходить богослужения.