Обводный канал

Обводный канал

Обводный канал считается самым крупным каналом в Санкт-Петербурге, который образовался искусственным путем. Начинается он от Невы в том районе, где располагается Александро-Невская Лавра и течет до реки под названием Екатерингофка.

По протяженности он составляет 8.08 км, в то время как ширина его достигает 42 метра  в восточном направлении канала, а средней шириной можно считать примерно 21 метр. Глубина относительно не большая, если сравнивать его с другими его собратьями – до 2 метров.

Расположение

Обводный канал является «отцом» для впадающих в него рек, таких как Монастырка с правой стороны, а также Волковка, протекающая слева.

Так повелось, что Обводный канал стали считать условной границей той части города, которая является исторической.  С южного его берега располагается гораздо больше объектов культурного и исторического наследия, нежели с северной стороны, которая и считается историческим центром.

История Обводного канала

Обводный канал

История создания канала восходит к 1766 году, когда по документам Комиссии для благоустройства города планировалось «присовокупляющиеся к городу предместия к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом шириною в 4 и 5 сажень». Этот документ положил начало созданию Обводного канала.

Изначально в предназначение канала входила функция городского рва, который должен был служить таможенным, а также пограничным целям. Он был прорыт между Лиговским каналом и Екатерингофкой.

Строительство канала началось в 1769 году и продолжалось довольно таки долгое время – до 1780 года. Проектом руководил опытный инженер Л.Л. Карбонье.

На заставах, которые располагались на главных магистралях, работал  паспортный контроль, а кроме того, здесь проводился досмотр разнообразных товаров и грузов.

Важно отметить, что в те времена этот ров был в некотором роде «защитником» города от различных эпидемий, которые тогда были распространены.

В то время каналу было присвоено имя Городского канала, но это было не единственное его имя. Так, его еще величали Городовым каналом, каналом, который ограничивал город, а также Новым каналом. Одним словом, в тот период он еще не имел устоявшегося официального названия.

И только с приходом к власти Александра I  начался второй и самый главный этап в строительстве Обводного канала. Здесь государь повелевал построить своего рода транспортную магистраль, которая бы соединяла Неву со взморьем, причем не доходя до ее дельты и до городского центра. Таким образом, был сооружен канал, определяющей функцией которого было «обводить» город с южной стороны, а также  служить его границей.

Впоследствии само предназначение канала, как его называли в городе, перевоплотилось в его название, которое и дошло до наших дней.

1805 год становится для Обводного канала началом строительства прокладки участка, находившегося с восточной стороны. Кроме того, по проекту инженера И.К. Герарда  началось углубление, а также расширение уже существующего русла.

В конце октября 1833 года произошло торжественное открытие Обводного канала как места для судоходства.

В советский период началось обновление всех мостов, которые были перекинуты через Обводный канал, ведь на тот момент все они были изготовлены из дерева. Мосты строились по новым современным технологиям, отвечающим всем тогдашним стандартам качества. Помимо этого, в то время начали обихаживать и расширять берега канала, начались постройки архитектурных комплексов, которые являлись великолепным оформлением набережной Обводного канала.

Обводный канал в настоящее время

Обводный канал

На сегодняшний день можно сказать, что историческое предназначение канала практически утрачено, ведь он порядком обмелел, и как следствие большим суднам сложно проходить по таким водам, в связи  с чем судоходство затруднено, за исключением судов малых размеров и с малой осадкой, которые могут провозить небольшие грузы.

Обводный канал собрал по всей своей протяженности два железнодорожных, пятнадцать автомобильных мостов, а также шесть пешеходных мостов, многие из которых имеют свою определенную историческую ценность.

Водная транспортная магистраль как основное предназначение канала была утрачена, со временем превратившись в автотранспортную.

Обводный канал – это рабочее сердце Санкт-Петербурга, без которого невозможно было бы полностью понять всю ту богатую и насыщенную событиями историю города.

Достопримечательности Обводного канала

Обводный канал

Набережная Обводного канала начинается в районе, где располагается Александро-Невская Лавра. Здесь находятся Хлебные амбары, которые знамениты своей исторической ценностью, ведь построены они были еще в 19 веке.

Кроме того,  прогуливаясь в этом районе по набережной канала, можно увидеть старейший памятник классицизма, коим является здание, состоящее из трех этажей, где ранее располагалась Духовная Академия. В настоящее время в этом здании находится Ленинградский техникум физкультуры и спорта.

Стоит отметить, что особой красоты и изящества на набережной Обводного канала можно и не встретить,  потому что он знаменит несколько иными вещами. Так, здесь расположились старые здания, имеющие богатую и интересную историю, в которую хочется погрузиться с головой. Например, дом под номером 91, где находится старейшая типография, которая носит имя первого российского печатника И. Федорова. Популярность этому учреждению принес талантливый художник А.Н. Лео, который известен тем, что сотворил Герб России, а также написал иллюстрации к великому роману «Евгений Онегин».

Одним словом, здесь есть что посмотреть, а главное – узнать и задуматься о том, как все это создавалось, как строилось.

Страшная легенда

По некоторым данным в 1923 году, когда производились строительные работы теплотрассы, в том месте, где река Волховка впадает в Обводный канал, обнаружили плиты из гранита, которые  имели неизвестного рода надписи, а что самое интересное – под этими самыми плитами находились древние скандинавские  захоронения, относящиеся к 11-12 векам.

Не принимая в серьез всей ситуации, эти плиты было решено использовать как поребрики в строительстве дороги, находящейся на Лиговском проспекте. Кроме того, человеческие останки были увезены на свалку.

И вот с этого времени именно на том месте начали происходить самоубийства, причем в определенной последовательности. Так, трагедия совершалась 1 раз за десятилетие.

В 1923 году погибло 89 человек, которые по неизвестным причинам бросились в воду, а в 1933 – уже 107 человек.

Те уникальные личности, которым удалось выжить, рассказывают, будто их манил в воду неизвестного происхождения голос, которому они не могли не подчиниться.

На сегодняшний день эту легенду знают множество людей, как проживающих в Петербурге, так и вновь прибывших в Северную столицу, но статистика по самоубийствам сейчас не известна.

Одним словом, каждый сам решает, верить ему в это или нет, но стоит помнить, что просто так никто бы не начал говорить об этих происшествиях.