Исчезнувшие каналы

 

Исчезнувшие каналыСанкт-Петербург известен многим своим великолепным радушием, гостеприимством и необычайной энергетической силой. Кроме того, он является «обладателем» многочисленных рек, каналов, озер и других водоемов. Но также,  стоит сказать и о том, что многие из этих водоемов с течением времени стали исчезать с территории города, постепенно уходя в историю.

Хотелось бы уделить этим водоемам побольше внимания и остановиться на них по подробнее.

Расположение

Красный канал

В 18 веке Красный канал имел довольно таки важное назначение – он создавал западную границу Марсового поля. Кроме того, он являлся соединителем Большой Невы с рекой Мойкой.

В 1711 году  началось его строительство, в результате которого, Красный канал должен был выполнять функцию осушения территории, которая находилась на острове под названием Усадица. Сейчас этот остров присоединился к 1-му Адмиралтейскому.

Название ему дали благодаря одноименному мосту, который  в настоящее время величают Театральным. Он перебрасывался через реку Мойку, где и брал свое начало.

Исчезнувшие каналы

В том месте, где протекали Красный и Лебяжий каналы, а также реки Мойка и Нева, появилась территория прямоугольной формы, названная впоследствии Большим лугом. В 30-40 годах 18 века здесь происходило строительство великолепного Летнего дворца, предназначавшегося для Екатерины I, который получил название «Царицын». От этого названия произошло новое имя этой местности  – Царицын луг.

В 19 столетии этому участку вновь изменили название на Марсово поле. На реке, протекавшей здесь, имелся небольшой бассейн, который придавал изыск и красоту этому району.

В 1768 году был создан уникальный проект талантливых архитекторов Фельтена и Росси, которые предложили построить мост через эту реку. Это был по истине шикарный, отличающийся своим величием арочный мост, сделанный из гранита.

Через два года началось строительство Мраморного дворца, и было принято решение о засыпке Красного канала. Судьба моста была более радужной. Так, его перенесли на Зимнюю канавку, где он и по сей день продолжает радовать людей.

Маслобуянский канал

Исчезнувшие каналы

Раньше этот канал протекал на Васильевском острове в юго-восточном его районе.

Начинался этот канал от  Невы и что примечательно, в нее же и впадал.

Строительство канала приходилось на вторую половину 18-го века. 

Известно, что его воды текли вокруг Масляного буяна, который представлял собой склад, где хранились жировые и маслопродукты. Канал служил  ему защитником от пожаров. К сожалению, это здание не сохранилось до сегодняшнего дня.

Отправной точкой его первого названия можно считать этот склад.

В следующем же столетии можно встретить иные его названия, такие как канава Масляного буяна, а также Масло-Буянский канал.

В апреле 1887 каналу официально было дано имя Масляный.

А в 30-ые годы 20 столетия он был засыпан по причине того, что он более никому был не нужен.

Сегодня от канала осталось только название улицы – набережная Масляного канала.

Лиговский канал

Исчезнувшие каналы

Данный канал также имеет статус исчезнувшего водоема с территории Санкт-Петербурга.

Строительство его началось в 1718 году и продолжалось три года вплоть до 1721.

Изначальное его предназначение состояло в обеспечении снабжения водой городского населения. В тот период на него возлагались великие надежды в плане решения довольно таки трудной проблемы, возникшей при строительстве питьевого водопровода в Петербурге.

Так получилось, что именно в то время, когда строился Лиговский канал, происходила постройка Петергофского канала, что означало соперничество между авторами этих двух представленных проектов.

С течением времени канал изменил свое предназначение, и стал снабжать водой фонтаны в Летнем саду. Но в 1777 году произошло сильное наводнение, разрушившее эти фонтаны, из-за чего канал потерял свою главную цель и впоследствии в 19 веке  был засыпан. Причем это происходило постепенно: первым засыпанным его участком была территория от Обводного канала до озера, потом его засыпали вплоть до Московского проспекта и в самом конце – от этого проспекта и до Краснопутиловской улицы.

Известна еще одна интересная гипотеза, которая гласит, что назначение канала в те времена состояло в транспортной функции. Предполагалось, что по Лиговскому каналу двигались баржи, а также небольшие суда при помощи конной либо бурлацкой тяги.

На сегодняшний день от Лиговского канала сохранился лишь участок длинною в 11 км, который призван снабжать водой город.

Введенский канал

Исчезнувшие каналы

На том месте, где ранее протекал Введенский канал, сейчас находится улица, располагающаяся в Адмиралтейском районе Северной столицы.

Главным назначением канала на рубеже 19-20 веков было соединение Обводного канала с Фонтанкой. Построен он был за три года, начиная с 1807 и заканчивая 1810 по проекту талантливого и мудрого инженера Ф.И. Герарда. Начинался он от Обводного канала, проходя между ранее располагавшимися здесь казармами Егорьевского полка, после чего он пересекал  подле Витебского вокзала Загородный проспект и уже после всего этого вливался в Фонтанку близ Обуховского моста своим бурлящим потоком.

В тот период он использовался прежде всего для того, чтобы обеспечивать нужды судоходства, а также водозабора. Чуть позже его стали использовать в роли сточного коллектора.

В те времена Введенский канал имел четыре полноценных крепких моста, каждый из которых выполнял свою определенную функцию.

А в 60-70 годах прошлого столетия канал засыпали, мосты разобрали, а на протяжении всего канала образовалась широкая улица.

Интересно происхождение названия Введенского канала. Считается, что имя его было получено благодаря Введенскому собору лейб-гвардии Семеновского полка, располагавшегося близ Витебского вокзала. Канал в разные времена имел разнообразные  названия. Так, например, Семеновский, Соединительный, Витебский, а также Новый канал.

Сальнобуянский канал

исчезнувшие каналы

Исчезнувший Сальнобуянский канал был прорыт в 1804 году. Начинался он от набережной Большой Невы под названием Корабельная и впадал в реку Пряжку, отделяя при этом Коломенский остров от Матисового.

Название его идет от складов, которые находились недалеко от прорытого канала в 19 веке, которые назывались Сальным буяном. Да и предназначался он главным образом именно для нужд этих складов.

Важно отметить, что в 1806 году через Сальнобуянский канал решили перекинуть один из двух мостов в Санкт-Петербурге, которые являлись первыми чугунными арочными мостами.

Но проходило время и амбары Сального буяна стали постепенно утрачивать свое назначение, и в 1915 году их начали разбирать. Соответственно, русло Пряжки в ее низовьях  засыпали, а новым руслом стал сам Сальнобуянский канал. Но со временем название как канала, так и набережной вышло из привычного употребления, и канал приобрел статус части реки Пряжки.

Шкиперский проток

Исчезнувшие каналы

Вплоть до 20 века Шкиперский проток имел наименование канала, который протекал по территории Санкт-Петербурга в Василеостровском районе.

Но в 1906 году  большую часть его решают засыпать за ненадобностью, оставив только небольшую часть водоема.

Но все таки ему не суждено было сохраниться до наших дней, ведь в 20-ые годы прошлого века его засыпают полностью.

 Теперь на его месте проходит одноименная улица, начинающаяся от ул. Беринга и заканчивающаяся на площади Прибалтийской.