Отдельный (Колонистский) парк

Как добраться

  • От вокзала «Витебский» или от ст. «Купчино» (Санкт-Петербург) доехать на электропоезде до ст. «Пушкин» и пересесть на автобус №383.
  • От ст. метро «Московская» (Санкт-Петербург) на маршрутном такси №299.

Расположение
Также Вам могут быть интересны
Отобразить на карте

Отдельный парк, который также называют Нижним или Колонистским, является одним из самых любимых мест отдыха жителей и гостей города Пушкина.

Место расположения Отдельного парка – между Павловским парком и парком Екатерининским, не гранича при этом ни с одним из них. Границей парка по его длине служит Парковая улица в Павловске и Московское шоссе в Пушкине, а по ширине - железная дорога Витебского направления и Павловское шоссе.

История создания Отдельного парка

Отдельный паркРаспланировали парк садовые мастера Ф.Ф.Лямин и И.Ф.Пипер еще в 1839-1847 годах. С тех пор он относится к одному из крупнейших парков окрестностей Санкт-Петербурга.

Название парка «Отдельный» следует понимать как «самостоятельный». Он занимает обособленный участок в отличие от трех других, слитых территориально, Царскосельских парков. На сегодняшний день ему отведено важное градостроительное значение, поскольку он выступает в качестве связки между двумя городами: Пушкиным и Павловском.

Сквозь живописную местность парка протекают ручьи, которые раньше носили название Гуммаламарских, из-за того, что они брали свое начало в финской деревне Гуммаласары и, пересекая Отдельный парк, впадали в речку Славянку.

Идея облагородить местность Отдельного парка впервые возникла в связи с решением основать Практическую школу земледелия. Этой школе был специально отведен участок в 230 га, который ограничивали Московская и Павловская дороги. В этот участок входила территория парка и местность, выходящая за его пределы. Он был ограничен Нижними прудами Екатерининского парка, деревней Липицей и Фермой в Павловске.

В 1804 году был сооружен Павловский водовод. Дно канала, по которому поступала вода, было выстлано булыжником, а его откосы были обложены дерном. Слева от него высадили аллею из дубов и проложили дорогу для прогулок. Чуть ниже выкопали пруды, предназначенные для накопления в них воды. В 1824-1825 годах эти пруды решили углубить и соединить в один большой пейзажный пруд, который сегодня носит название Колонистского, а вода проходила в Павловский водовод благодаря плотине. В то же время вдоль берега пруда была проложена дорога, ведущая к Дубовой аллее.

Где-то в центре канала его русло расширялось, и там решили насыпать островок, посадив на нем дуб. Сегодня эта парковая зона известна под названием Дубка, или «Острова под дубком».

Несколькими годами позднее, сооружая Московско-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу (сегодня это Витебская дорога), над каналом водовода возвели ажурный железнодорожный мост, отлично вписывающийся в пейзаж Дубовой аллеи.

Отдельный парк, дача князя Бориса ВладимировичаЖелание придать пейзажу, простиравшемуся от новой железной дороги, красивый вид послужило одной из причин создания парка. На облагораживание данной территории в 1839 году по распоряжению Николая I была выделена немалая сумма. Работы начались с осушения заболоченных участков, после чего их продолжили, занявшись прокладкой прогулочной Новопавловской дороги, которая проходила по склону природной террасы от Луговой дороги до Старошалейной аллеи Большой Звезды Павловского парка. В 1845 году формирование пейзажных групп в зоне Новопавловской дороги было завершено высаживанием лип, дубов, клена, вяза, тополя, калины, лиственницы и ясеня, часть которых была взята из Баболовского парка. Оттуда также пересадили иву, ель, ольху и сосну. Сегодня часть дороги, ведущей от Павловского шоссе, носит название Верхней аллеи.

Важная роль в планировке центральной зоны отведена Тярлевской роще, которую предположительно устроил садовый мастер Лямин. Ей выделили место там, где Тярлевская дорога пересекается с Дубовой аллеей и Павловским водоводом. Тут высадили преимущественно березы, а в самой гуще деревьев построили домик смотрителя Таицкого водовода, который в 1911 году был перестроен в караулку лесника. Сегодня от нее остались лишь развалины, а на одной из стен красуется стихотворная надпись Иннокентия Анненского.

В 1846-1847 годах проложили прогулочную Прудовую дорогу, тянущуюся от Софийского бульвара вдоль берега Колонистского пруда и доходящую до Луговой дороги.

Последней была проложена Софийская дорога, пересекающая центральную часть парка и соединяющая Новопавловскую дорогу с Дубовой аллеей. Этот перекресток горожане назвали «Пятью углами».

Главные достопримечательности парка

Отдельный парк, Колонистский прудГлавной достопримечательностью современного парка можно назвать Колонистский пруд, имеющий собственный пляж. Несмотря на запрет купания, принять в нем водные процедуры всегда находится немало желающих.

В Отдельном парке нередко проходят различные спортивные мероприятия, тут организуют сдачу нормативов для школьников и курсантов. Зимой парк служит местом для крещенских купаний.

Неподалеку от Колонистского пруда расположена дача князя Бориса Владимировича, которая являлась местом съемок «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Женщины в белом» и других известных картин. Сегодня территория дачи занята ВНИИР им. Н.И.Вавилова. Вход туда свободный.

Немало возведенных вдоль Павловского шоссе зданий сохранились до наших дней, и сегодня они представляют большой интерес для посетителей парка. Это такие здания как: дача З.И.Юсуповой, родильный приют М.А.Дрожжиной, дача В.А.Данини, Царскосельский санаторий для бедных детей и другие.