Знаменская церковь

Знаменская церковь Знаменская церковь в настоящий момент является одним из первых архитектурных сооружений, построенных из камня при создании дворцово-паркового ансамбля в Царском селе. В этой церкви очень часто можно было увидеть юную Елизавету Петровну – будущую императрицу Всея Руси. Но царский трон был еще в будущем, а сюда, в Царское село, опальная цесаревна была сослана на долгие 10 лет. Страх ареста или подлого убийства, который не оставлял ее ни на минуту, отступал лишь в Знаменской церкви, где девушка просила, стоя на коленях перед образом Знамения Божьей Матери, о своей защите и спасении. Эта икона уже тогда считалась среди верующих людей национальной духовной святыней. Она была преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу от константинопольского патриарха Св. Афанасия. Таким образом, святой образ стал с 1653 года считаться иконой и хранителем всего рода Романовых. Этой же иконой отец, находясь уже при смерти, благословил свою дочь – будущую императрицу Елизавету.

Расположение ул. Дворцовая, д.5 (Лицейский сад).
Также Вам могут быть интересны
Отобразить на карте

Знаменская церковь, ночьюЕлизавета Петровна в 1734 году дала поручение построить храм в Царском селе для помещения в него святого образа. Разработкой проекта и строительством церкви в непосредственной близости от дворца занимался архитектор И. Бланк. Кстати, на территории Царскосельского дворцово-паркового ансамбля Знаменская церковь является единственным сооружением, построенным И. Бланком, которое сохранилось до настоящего времени.

Спустя 13 лет, строительство храма было закончено, и он прошел обряд освящения. После этого священный образ Знамения Божьей Матери был помещен в церкви на почетное место – непосредственно над Царскими воротами, где она и находилась в течение почти двух веков. Уже при Николае II иконостас храма пополнился образом преподобного Серафима Соровского.

Знаменская церковьИз-за долгого ведения строительства храма (свыше 10 лет) руководить его возведением приходилось различным архитекторам, среди которых были А. Видов, С. Данини, М. Земцов и другие. Поэтому первоначальный проект, разработанный И. Бланком, был неоднократно изменен. Доподлинно известно, что проект однокупольной базилики с колокольней, являющейся основной особенностью архитектурной композиции храма, принадлежит именно И. Бланку. Само здание церкви выполнено в стиле барокко. Поэтому ее фасад, расположенный с западной стороны, имеет легкий портик с четырьмя колоннами, поддерживающий балкон. Внутреннее пространство храма поделено на три нефа – центральный и боковые. На протяжении 19 столетия церковь ни один раз была перестроена.

Икона Серафима Соровского до сих пор находится в храме, а вот Знамение Божьей матери была вывезена немецко-фашисткими захватчиками с территории СССР. После поражения Германии образ был возвращен в Советский Союз, но не туда, откуда его вывезли, а в церковь Духовной Академии.

Даже в период немецкой оккупации в церкви продолжали служить службу. С 1943 по 1991 год храм был закрыт Советскими властями, а его здание было передано Центральному хранилищу музейных фондов, которое использовало сооружение для хранения книг. В начале 60-х годов прошлого столетия здание церкви было отреставрировано. Работы проводились под руководством М. Плотникова. Он использовал найденные оригинальные чертежи проекта П. Неелова. Это дало возможность, удалив все лишние пристройки, придать храму его первоначальный вид. После этого здание церкви было отдано под реставрационные мастерские Екатерининского дворца, где они и находились до 1990 года.

Только с 1991 года здание храма вновь было передано Церкви. Ее приходу была возвращена основная святыня – икона Знамения Божьей Матери. Но здание находилось в ужасном состоянии. Поэтому с 1992 года проводятся работы по его реставрации, которые не закончены до сих пор.