Императорский павильон (в руинах)
Иногда на вопрос о количестве железнодорожных вокзалов в г. Пушкин можно услышать в ответ – два. Хотя железная дорога проложена лишь к тому, который функционирует в настоящее время. Другая же железная дорога, которая была проложена к станции «Царский павильон», не существует уже около 70 лет.
В конце 19 – начале 20 века было закончено строительство специальной железной дороги в Царское село. По ней можно было проехать от Императорского павильона, находящегося на Витебском вокзале Санкт-Петербурга, до аналогичного павильона, находящегося в Фермерском парке Царского села. Новая ветка проходила практически везде параллельно основному пути, но движение по ней разрешалось исключительно императорским поездам. Движение было открыто в 1902 году. Теперь царь и члены его семьи выезжали в летний Александровский дворец по этой ветке. Однако иностранные гости также могли воспользоваться этой железнодорожной веткой, чтобы попасть в Царское село. В период Первой Мировой войны по этой железной дороге проходили санитарные поезда, доставлявшие раненных на фронте военнослужащих в госпиталь, расположенный в Федоровском городке.
Станция «Императорский павильон» на территории Большое Кузьмино, находящийся всего в одном километре от Александровского дворца в Царском селе, был построен в 1895 году. Пока императорских поездов было немного (всего пять), станция не требовала никаких работ по ее перестройке.
Так в 1903 году она имела в своем составе:
- деревянное здание вокзала;
- 200-метовую платформу;
- железнодорожный батальон, дислоцирующийся в двух казармах;
- круг для разворота паровоза, имеющий 20- метровый диаметр;
- пути железной дороги с четырьмя стрелками.
Но уже в 1908 году количество подвижного состава императорских поездов возросло, что стало причиной необходимости реконструкции станции. В результате:
- ее территория стала больше;
- подъехать к ней стало возможно по двум дорогам (по Липовой аллее и новая шоссейная, которая сейчас называется Академическим проспектом);
- увеличено количество обслуживающего персонала;
- добавлены новые платформы и многое другое.
В результате пожара, случившегося в 1911 году, деревянный Императорский павильон был полностью уничтожен огнем. Поэтому на его месте в 1912 году было возведено новое здание вокзала, проектантом которого был архитектор Покровский. Однако теперь павильон был каменным. Архитектурный стиль этого сооружения сыграл немаловажную роль в том, как выглядят постройки Федоровского городка, который должен был гармонично сочетаться с уже существующим вокзалом.
Примыкавшая к павильону платформа, была выполнена в стиле дебаркадера Витебского вокзала. Такую схожесть придавал платформе навес, имеющий полукруглую форму. Именно на этой платформе строй лейб-гвардейцев Императорского полка торжественно встречал приезд почетных гостей.
После Октябрьского переворота большевики разобрали специальный царский железнодорожный путь, ведущие к Царскому селу. Вокзал из «Императорского павильона» переименовали в «Павильон Урицкого».
Во время Отечественной войны здание вокзала очень сильно пострадало от обстрелов. По окончании военных действий вокзал был переоборудован под общежитие, которое в 1970 году было закрыто. После этого здание Императорского павильона так и стоит пустым. Постепенно оно разрушается.
Продажа вокзала в частные руки на 49 лет путем торгов на аукционе вселила надежду, что здание будет отреставрировано и приведено в порядок. Но прошло уже более 4-х лет, а здание вокзала, откуда семья императора отправилась в свой последний путь, все так же служит для всех желающих общественным туалетом и помойкой.