Верхняя ванна

Верхняя ванна, общий видСадовые работы по устройству прудов и разбивке садиков начались в Старом Голландском парке с 1720 гг. В этот период на третьем уступе парка были разбиты пруды и размещались они параллельно центральной аллеи. Первый пруд разбили в 1720 году, второй – в 1722. Именно с этого времени разработка садовых территорий велась активно и постепенно преображалась.

Расположение Екатерининский парк
Также Вам могут быть интересны
Отобразить на карте

Разработка территории велась, частично подражая некоторым пейзажам, которые В.Неелов привез из Англии, когда ездил обучаться архитектурному делу вместе со своим сыном. Он привез более 100 полотен и гравюр, содержащие зарисовки знаменитых парков Кью, Стой, Уильто и других. Однако, нет ни одного пейзажа или части, которая бы соответствовала этим зарисовкам. За небольшим исключением, построенные в Старом саду пруды, имеющие полулунные очертания, являются точной копией прудов в парках Студлей.

Верхняя ванна зимойПНа берегу Зеркальных прудов и был построен изящный комплекс – Верхняя ванна. Здание строилось с 1777 по 1779 гг. известным архитектором В.Нееловым. Этот комплекс служил баней для всей Императорской семьи до последних дней их царствования, но в различные времена правления императоров носил разные названия. Во время императрицы Екатерины II ему было присвоено название «Новой бани», потому что старая, частично подверглась перестройке и была разрушена. На ее месте соорудили церковный флигель. В последние годы царствования Екатерины II ее опять переименовали и стали называть Мыльней Их Высочества, поскольку Нижняя ванна, находившаяся в глубине парка, названа «Кавалерской».

роект Верхней бани был первыми самостоятельным проектом старшего сына Неелова. Составил он этот проект после поездки в Рим, куда ездил обучаться художествам в Академии. Фасад строения был выполнен в духе раннего классицизма и идеально вписывался в пейзаж Старого парка. И.Неелов при разработке новых проектов обнаруживает чуткое понимание сочетания архитектурных ансамблей и садово-паркового искусства. Он мастерски вписал архитектурный ансамбль, состоящий из Верхней и Нижней ванн в уже существующий ансамбль прудов, нисколько не внеся даже малейшую дисгармонию в уже разбитый парк.

Верхняя ванна, внутреннее убранствоИ.Неелов (сын знаменитого архитектора) придал служебному зданию вид изящной и прекрасной постройки, никак не отвечавший ее прямому назначению. Построенное здание выгодно отражало прямоугольные границы пруда. Весь периметр здания имеет четкую прямоугольную форму, только на лицевой стороне имеется трехгранный выступ, обращенный к водяной глади прудов. Строгая отделка помещения украшена гирляндами, белыми балюстрадами и арочными оконными и дверными проемами. Края кровли украшает высокий белый парапет.

Вплоть до XIX века здание выполняло свое прямое предназначение и состояло из шести комнат: сени, раздевальня, ванны, парильни, помещения, где подогревалась вода (водогрейная) и внутри располагался восьмигранный колонный зал для отдыха. Стены и потолок зала расписывал живописец и декоратор А. Бельский по гравюрам и рисункам художника Ф.Смуглевича и архитектора В. Бренны. Рисовали они свои рисунки с Золотого дома Нерона.

Первый капитальный ремонт проводился в этих помещениях еще в 1880 гг. и от старых элементов отделки остались только лепные элементы. Полы во всех комнатах были паркетными. Следующая перестройка превратила бывшую парильню в музей, посвященный 200-летнего празднования Царского села. Начал создавать музей Николай II, по его распоряжению в эти помещения сносились гравюры и старинные картины, на которых были изображены старинные виды Царского села. Постепенно здесь стали размещаться интересные исторические письма и документы из Дворцового управления.

Здание верхней ванны во время войны было полностью разрушено. Реставрационные работы проводились в 1952-1953 годах по проекту архитектора М.Новопольцева. Восстановление производилось по эскизам и проектам под руководством художника и реставратора А.Трескина. Внутренние росписи были полностью восстановлены и воссоздали античных героев и древнегреческие мифы о Фаэтоне. Сохранившиеся рисунки были срисованы И.Нееловым во время пребывания его на пенсии. Подобные росписи уникальны и не имеют аналогов в мировой истории архитектуры и искусства.