Концертный зал (музей)

Режим работы

Павильон под названием «Концертный зал» открыт с 6 июня по 30 сентября с 11.00 до 18.00.

Выходные дни: Понедельник и вторник.

Расположение Екатерининский парк
Также Вам могут быть интересны
Отобразить на карте

В Екатерининском парке есть сеть каналов, которые образуют остров. На этом острове находится павильон под названием «Концертный зал». Эта постройка почти полностью спрятана за посадкой деревьев и кустов. К этому павильону на остров можно попасть по железному мосту, который покрыт плитами из чугуна.

История строительства

Концертный зал зимойКонцертный зал, который появился на территории Екатерининского парка в период с 1782 по 1788 годы, был построен по проекту архитектора Кваренги. Проект этого павильона относят к ранним работам этого известного архитектора. Модель будущего паркового павильона была создана в 1781 году, а уже в следующем году были начаты непосредственно и строительные работы.

Изначально по замыслу архитектора это парковое сооружение должно было называться «Храмом Цереры». Ведь в этот период в Россию пришла мода на античность. Античные мотивы были везде – в архитектуре зданий, в скульптуре и т.п. Но императрица Катерина решила, что это название не подходит павильону, поэтому в 1788 году она нарекла его Концертным залом.

Архитектура

Концертный залПавильон был построен по всем правилам акустики. Концертный зал, который находится в этом здании, поражает лаконизмом своих форм. Он выполнен в строгой правильной кубичной формой. Гладкие стены павильона лишены, каких либо декоративных элементов. Даже оконные проемы у этого здания без наличников, высокие, правильной прямоугольной формы. Единственное украшение, которое смягчает простоту фасада этого здания – это пышный лепной фриз. Он состоит из бычьих черепов, которые соединены между собой гирляндами.

Южный фасад здания украшен барельефами из лепнины, которые выполнены по сюжетам античных мифов, которые рассказывают истории об искусстве и музыке античности. Выполнил эти барельефы скульптор Козловский.


Фасады здания украшены нишами. Внутрь здания ведут массивные двери.

Внутренняя отделка концертного зала выполнена в строгом классическом стиле. Потолок зала напоминает купол, который щедро украшен фресками. Плафон помещения – это зеркальный свод. Живопись на этом своде выполнена с элементами геометрических фигур – кругов и прямоугольников.

Стены главного зала декорированы искусственным мрамором. Все оформление зала основано на использовании орнаментальной росписи. Панно из живописи расположены над дверными и оконными проемами. Скульптурные медальоны также нашли место в дизайнерском оформлении этого помещения.

Концертный зал, напольное покрытиеЕсть документальные подтверждения того что изначально в простенках между дверьми и окнами на гладких стенах были выполнены панно. Это были работы художника Меттейлейтера. Но эти панно не сохранились до нашего времени.

Вместо паркетного напольного покрытия в помещениях павильона античная мозаика. Это не копия, а подлинная античная мозаика, которая была привезена в Императорскую резиденцию из Ости, которая находится недалеко от Рима. Эта мозаика датируется 3 столетием нашей эры. Аутентичный античный пол архитектор Кваренги разместил в Большом зале павильона. Центральная мозаика выполнена в черно-белых тонах. По боках от этой центральной стариной мозаики находятся мозаики восьмиугольной формы, которые были выполнены по эскизам самого Кваренги. Их выложили из разноцветного русского мрамора.

Концертный зал, скульптурыВ период строительства и обустройства Концертного зала все внутренние декорации, живопись и даже мебель согласовывались с архитектором здания. Это делалось для того, чтобы все детали интерьера и экстерьера этого павильона гармонично дополняли друг друга, создавая одну целостную картину.

Кроме основного Большого зала в этом павильоне находятся два кабинета. От основного помещения они отделены прямыми арками. Эти два кабинета очень сильно отличаются друг от друга своим интерьерным решением. Их можно условно назвать Скульптурным и Живописным кабинетами.

Современность

Концертный зал, потолокВ начале 20 века, сразу после революции, в павильоне хранились мраморные скульптуры разного плана. Но к началу Великой Отечественной войны в хранилище остались только образцы античной скульптуры.

В самом начале войны некоторые скульптуры эвакуировали, а некоторые закопали в землю на территории парка. Эту часть скульптур не удалось найти и сегодня. Чтобы сохранить настоящие античные полы из мозаики их покрыли рубероидом.

Во время войны павильон сильно пострадал, но не был разрушен. Поэтому до нашего времени сохранились некоторые фрагменты уникальной внутренней отделки.

Концертный залРеставрационные работы по восстановлению Концертного зала были начаты в начале 1950х годов. Так, для восстановления экспозиции пластики, которая украшала павильон, использовались бюсты и статуи небольшого размера, которые хранились в экспозициях музея-заповедника Царское село.

Сегодня павильон Концертный зал принято относить к лучшим ранним работам архитектора Кваренги. Это сооружение относится к числу памятников всемирного культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.