Камеронова галерея


На границе Пейзажного парка и Старого сада расположена Камеронова галерея. Она была возведена на том месте, где во времена правления Императрицы Елизаветы было расположено поле для игры в мяч.

Расположение Екатерининский парк
Также Вам могут быть интересны
Отобразить на карте

История строительства

Камеронова галерея, вид сверхуСтроительство этой галереи началось в 1784 году. Руководил строительство архитектор из Шотландии Камерон, который и составил ее изначальный проект. Но закончено строительство этого здания было уже в 1787 году, и руководил этим процессом в те годы придворный архитектор Неелов. Долгое время после окончания строительства здание стояло без имени. И только в 1885 году его нарекли Камероновой галерей.

Галерея, как и все работы Камерона, поражает своей изысканной простотой и легкостью, отсутствием лишних деталей, которые бы могли отвлекать внимание посетителей. Но вместе с тем это удивительной красоты сооружение не может не вызывать восхищения.

Камеронова галерея, фасад Высота этого здания совпадает с показателями высоты знаменитого Екатерининского дворца. У галереи мощный цоколь. На этом цоколе находится легкая постройка. Такое сочетание выбрано архитектором не случайно. Это символ контраста нашего бытия, дань полярным силам. Нижний этаж этого сооружения полностью облицован натуральны камнем. А второй этаж галереи привлекает к себе внимание посетителей благодаря ряду широко поставленных колон. Эти колоны окружают здание и придают его внешнему облику особое ощущение изысканности и утонченности. Верхний этаж здания – это один из немногих архитектурных памятников, который дожил до нашего времени практически в первоначальном виде. Перепланировке были подвержены только комнаты первого этажа. Изначально на первом этаже располагались жилые комнаты, в которых жили придворные фрейлины.

Камеронова галерея, старый снимокС 1780 по 1790 годы на втором этаже этого здания были установлены бронзовые бюсты. Эта коллекция скульптур была создана и установлена по желанию Императрицы Екатерины. Это не просто бронзовые бюсты, которые выставлены в ряд, а отражение мировоззрения Великой Екатерины. Это бюсты великих писателей и философов древности – Платона, Гомера, Овидия, Демосфена и т.п. Интересно, что одним из первых в коллекции появился бюст античного философа Сенеки, который постоянно повторял, что лишь мудрец может быть царем. Это наречение стало одним из любимых Императрицы Екатерины. Эта женщина вообще много внимания уделяла своему саморазвитию, много читала работ известных философов и литературы периода античности. Эта женщина любила поговорить на философские темы во время своих прогулок.

В 1790 году по приказу Императрицы был установлен в галерее бюст Ахилла. В 1791 году коллекция пополнилась бюстом Цезаря. До 1794 года были отлиты также бюсты Аврелия, Тита, Севера, Веспасиана и некоторые другие. Логическим завершением коллекции бронзовых кумиров Екатерины стал бюст Ломоносова, который императрица заказала в 1793 году.

Камеронова галерея, рисунокИзначально Камеронова галерея строилась для прогулок и бесед. Со второго этажа этого здания открывается изумительный вид на панораму Екатерининского парка и на водную гладь Большого пруда. В галерее можно было не только часами любоваться прекрасными окрестностями, но и укрыться от непогоды.

С восточной стороны галереи на второй этаж ведет широкая лестница, которую построили в 1788 году. Эта лестница украшена статуями из бронзы Геракла и Флоры. А с южной стороны на второй этаж ведет пологий склон.

Идея сооружения

Камеронова галереяКамеронова галерея поражает своей контрастностью. Массивный цоколь и легкий второй этаж невольно заставляют задуматься о контрастности нашего бытия. Но и это еще не весь философский подтекст, который Императрица Екатерина хотела вложить в это великолепное сооружение. Панорама парка, которая открывается со второго этажа галереи – это не просто красивый пейзаж. Это своеобразный символ взгляда на красоту жизни мира в целом, на красоту, которую мы не замечаем озабоченные бытовой жизнью.

О философских идеях Императрицы, которые она хотела воплотить в сооружении этого паркового павильона и сегодня дискутирует много философов и историков.