Петровский док

Кронштадт, Петровкий докПосле Северной войны Россия имела не только окрепший флот, но и стала принимать все возрастающее количество иностранных кораблей. Только за один день, 22 июня 1715 года, Пётру I пришлось встретить 45 голландских и английских судов. Для того, чтобы ремонт днища кораблей проходил быстро и без помех, необходим был большой сухой док.

Расположение Кронштадт

Шлюзовые ворота Петровского докаПетр I решил устроить док с глубоким бассейном, причем бассейн должен был осушаться быстро, а не так как в Англии и Голландии, где откачка воды происходила в течение месяца. Вода из дока, выкопанного ниже уровня докового дна, должна была стекать в бассейн всего за 24 часа. Сначала вода из бассейна откачивалась насосами, действующими от ветряных мельниц, а с конца XVIII века откачка велась при помощи паровой машиной (одной из первых в России). Благодаря этой чудо - машине, вода из бассейна утекала за 9 дней. Машина отработала в доке более 75 лет.

К сооружению дока приступили в 1719 году. Для его  строительства требовалось много народу, поэтому сюда привозили солдат из Пярну, Выборга и Москвы. Чтобы кронштадские мужики не уклонялись от тяжелых, изматывающих работ - их разделяли по батальонам. За первый год предполагалось прорыть канал в длину 180 саженей, в ширину - 15 саженей. На этих работах было занято примерно 3000 человек. Но материалов и людей не хватало, и строительство продвигалось медленно, но к 1722 году канал был почти прорыт, и приступили к укреплению его стен.

Сухой Петровкий док в КронштадтеПётру I так и не довелось увидеть свое детище. После смерти императора, строительные работы в Кронштадте прекратились и только канал и док продолжали строить.

Работы по возведению этого грандиозного  сооружения продолжались при Анне Иоанновне. Инженер И. фон Люберас осмотрел канал и обещал достроить его за 3 года, но строительство растянулось на 15 лет. Открытие канала состоялось только 30 июля 1752 года. Длина канала составила 2,24 км, и он мог принять на ремонт одновременно 10 больших кораблей.

Часть Петровского дока принимала на ремонт  корабли почти до 2008 года, но основные его сооружения находятся в удручающем состоянии. Несмотря ни на что, они и сегодня производят ошеломляющее впечатление.