Николаю I памятник

Николаю I памятник

Метро: Невский проспект, Адмиралтейская.

Та часть Исаакиевской площади, на которой расположен памятник Николаю I достаточно долго называлась  Мариинской площадью. Монумент стоит здесь с 1859 года. С его открытием  количество  конных памятников в Санкт-Петербурге достигло трех.

Расположение Исаакиевская площадь
Также Вам могут быть интересны
Отобразить на карте

Авторство проекта памятника этому русскому  царю принадлежит О.Монферану. А вот создание реального монумента  доверили скульптору П.Клоду. Перед  ним стояла очень сложная задача – создание скульптуры, которая устойчиво стояла бы, имея всего две точки опоры, поскольку Николай I изображался на коне, вставшем на дыбы. Хотя первоначальный замысел  скульптора предусматривал  изобразить  Николая I, сидящим на спокойном животном. То есть монумент имел бы четыре точки опоры, что обеспечило бы ему очень хорошую устойчивость. Но архитектор О.Монферан отверг эту идею. Великолепный скульптор П.Клод мастерски владел и искусством литья. Поэтому  он самостоятельно  выполнил все литейные работы при изготовлении монумента из бронзы. Но даже у такого опытного мастера во время литейных работ  случились непредвиденные обстоятельства, которые  заставили скульптора несколько раз отливать одни и те же детали памятника. Например, некоторые формы не выдерживали тяжести расплавленной бронзы и лопались. Именно поэтому изготовление бронзовых деталей монумента не было закончено в срок, то есть к апрелю 1858 года. Да и средства, выделенные  из казны на реализацию данного проекта, закончились.

Возобновить  работы по изготовлению памятника  удалось только после того, как деньги из личных средств выделил император Александр III. За эти деньги скульптор смог заказать более прочные формы для литья, что дало возможность довести литейные работы до конца. В результате монумент смог быть установлен лишь в 1859 году. Петербуржцам бронзовый  Николай I предстал  в форме конногвардейца, под которым конь взвился на дыбы.

Николаю I памятник

Постамент монумента представляет собой целое произведение искусства. На нем размещены барельефы, которые изображают различные значимые события, происходившие во времена правления этого самодержца. Первый барельеф посвящен восстанию декабристов, происходившему  на Сенатской площади. Второй барельеф посвящен усмирению холерного бунта, который случился в 1831 году на Сенной площади Санкт-Петербурга. Третий же барельеф посвящен теме железной дороги, соединившей Москву с Санкт-Петербургом в 1851 году. На всем ее протяжении было построено несколько мостов сложной инженерной конструкции, разработкой которой занималось Инженерное училище, основанное этим императором. Четвертый барельеф  запечатлел награждение М.Сперанского за его единый свод российских законов. Углы постамента скульптор украсил  аллегорическими женскими фигурами, которые имеют очень сильное портретное сходство с дочерьми царя и их матерью – императрицей Александрой: Силой, Верой, Мудростью и Правосудием. Помимо этого пьедестал украшен позолоченным гербом Российской Империи.  Над  созданием скульптурной композиции, закрепленной на пьедестале памятника, работали также Н.Рамазанов и Р.Залеман.

Советская власть хотела убрать памятник самодержцу, но его удалось отстоять, поскольку ученые объяснили партийным деятелям, что памятник является уникальной  сложной инженерной конструкцией. Кстати, считалось, что памятник сохраняет свое равновесие благодаря тому, что в круп коня  была засыпана свинцовая дробь. Однако реставраторы, проводившие работы  на монументе в 80-е годы прошлого столетия, ее  не обнаружили. Зато выяснилось, что памятник удерживается в вертикальном положении двумя стальными стержнями, вставленными в задние ноги коня.