Московские ворота

Московские Ворота

Метро: Московские Ворота

На том самом месте, где теперь располагается площадь Московские Ворота и одноименная триумфальная арка, в восемнадцатом веке находилась одна из городских застав Санкт-Петербурга. Именно через эту заставу проходил путь в сторону Москвы, что послужило причиной соответствующего наименования для будущих ворот и площади. Триумфальные ворота, выполненные из камня, предполагалось здесь установить еще в 1773 году. Скульптор Этьен Морис Фальконе и архитектор Шарль-Луи Клериссо предоставили на высочайшее ознакомление в 1781-м году модель будущего ансамбля и проект его сооружения. Однако в те годы дело не продвинулось дальше детального рассмотрения.

Расположение площадь Московские Ворота
Также Вам могут быть интересны
Отобразить на карте

Николай Первый распорядился о возведении триумфальной арки со стороны московской дороги после успешного подавления восстания в Речи Посполитой и победоносного окончания двух военных компаний – с Персидским царством и Турцией в конце двадцатых годов девятнадцатого столетия. В 1831 году был утвержден проект новой площади, которая должна была возникнуть на пересечении Лиговского канала и Московского тракта. Проект архитектора итальянского происхождения Альберта Катериновича Кавоса был признан чрезмерно дорогостоящим, и предпочтение было отдано проекту русского специалиста Василия Петровича Стасова, автору недавней успешной реализации санкт-петербургских Нарвских ворот.

Получив в начале 1833-го года одобрительные отзывы императора о фасадных карандашных эскизах, Стасов приступил к проработке деталей будущего строительства. После консилиума с лучшими специалистами по литью Государства Российского было принято решение отлить чугунные триумфальные ворота. Нужно особо подчеркнуть, что на тот момент времени русские литейщики прославились своей работой с чугуном на весь мир. Окончательно место строительства Московских триумфальных ворот было выбрано через год после фактического принятия проектного варианта – в январе 1834-го года. После того, как бригада некоего подрядчика по фамилии Григорьев изготовила деревянный наглядный щит, Николай Первый определился с несколькими замечаниями относительно высоты аттика и ширины предполагаемого проезда между будущими колоннами и окончательно утвердил место строительства.

Следующим шагом подготовки к установке монументального строения стало изготовление на Литейном заводе колонны в натуральную величину. Это произошло по просьбе архитектора Стасова. Уже после отлива пилотной колонны он предоставил финальный проектный вариант двух кордегардий, которые будут выполнять функцию заставы и, собственно, Московских триумфальных ворот. Двадцатого апреля 1834-го года проект получил высочайшее одобрение и деревянный макет ворот был снесен.

Московские Ворота

Мастера императорского Литейного завода производили колонны по отдельным элементам – каждая часть колонны составляла чугунные блоки в количестве девяти штук. Здесь же выполнялись капители – материалом для их отливки служила медь. Одна капитель весила порядка тысячи пудов, чугунные блоки одной колонны – около пяти тысяч пудов. Общий вес элементов из чугуна составил пятьдесят одну тысячу пудов. Архитектор непосредственно участвовал в процессе литья и находясь на заводе лично контролировал и корректировал работу мастеров-литейщиков. В августе 1834-го года приступили к созданию фундамента. Дно котлована тщательно утрамбовали, а затем уложили в два ряда пятьсот шестьдесят девять каменных блоков, взятых из фундамента нереализованного сооружения колокольни на территории Смольного монастыря. На каменные блоки слоем в четыре метра уложили плиты, производимые в местечке Тосно. Нужно отметить, что при этом не забивались сваи. Четырнадцатого сентября 1834-го года прошла торжественная закладка ворот – на дно котлована уложили монет (золотые, серебряные, медные и даже платиновые) на сумму сто двадцать шесть рублей, а также каменные плиты с инициалами высочайших особ и главного архитектора. По окончанию строительства, шестнадцатого октября 1838-го года состоялось торжественное открытие триумфальной арки, после которого бригады строителей приступили с сооружению двух кардегардий. Сооружение всего архитектурного ансамбля на Московской площади обошлось императорской казне в один миллион сто восемьдесят тысяч рублей. Для архитектора Стасова это был последний крупный проект, увенчавший его карьеру.

В годы Великой Отечественной войны элементы чугунных колонн использовались для производства противотанковых средств обороны Ленинграда. Реставрация Московских триумфальных ворот была проведена в 2000-ом и 2001-ом годах.