Пантелеймоновский мост

Пантелеймоновский мост

 Метро: Гостиный двор.

Примечательно то, что в том месте, где переправа примыкает к 1-му Инженерному мосту, стоит памятник Чижику-Пыжику. Своему названию мост обязан церкви Святого великомученика и целителя Пантелеймона, расположенной неподалеку.

Расположение Пересекает реку Фонтанку в створе улицы Пестеля. Одним углом примыкает к решетке Летнего сада, другим – к 1-ому Инженерному мосту.

С 1923-1991 годы мосту присвоили новое имя - мост Пестеля, в память об известном декабристе П. И. Пестеле. Декабрист жил недалеко от этой переправы. И только в 1991 году мосту вернули прежнее наименование - Пантелеймоновский мост.

Сначала на этом месте голландским мастером Г. ван Болесом был сооружен мост-акведук из дерева, по которому из Лиговского канала доставляли воду для функционирования фонтанов Летнего сада. Мостовая строилась с 1725 по 1726 год. Но большое наводнение, случившееся в 1777 году, порушило фонтаны, и акведук был демонтирован.

В 1823-1824 годах инженером В. К. Треттером был исполнен новый проект, по которому и была возведена переправа на цепях с одним пролетом. Сначала эту переправу называли Цепной. Устройством береговых устоев моста руководил мастер-каменотес Самсон Суханов. Их получили из гранитных плит, оставшихся после демонтажа каналов, которые окружали Михайловский замок. Кованые и чугунные элементы отлили на чугунолитейном заводе Ч. Берда (сегодня это Адмиралтейские Верфи).

После происшествия на Египетском мосту, в 1905 году, власти города приняли решение о реконструкции Цепного моста. А. Н. Бенуа и его помощники попытались отстоять этот уникальный мост, но, к великому сожалению, в 1906 году мост разобрали. Проект для нового моста представили инженер А. Пшеницкий и архитектор Л. Ильин. Новую металлическую арочную переправу стали называть Пантелеймоновской.

Пантелеймоновский мост. Перила

Пантелеймоновский мост получил красивое декоративное оформление с пальметтами, масками львов, изображением щитов, пик, мечей. Проект был выполнен Л. А. Ильиным в стиле классицизма. Декорирование моста выполнено на заводе «Карл Винклер».

До первой реставрации прошло около 50 лет. Переустройство проведено в 1954 году, при котором мост приобрел пышное оформление: 83 кв. м деталей получили покрытие червонным золотом, включая декор арок. В последствие, к реставрации этого оформления приступали много раз. Последнее переустройство было проведено в 20002 году, при котором мосту вернули его первоначальный облик.