Каменный мост

Каменный мост

Метро: Садовая.

К 1752 году на конце Гороховой улицы берега речки Кривуши уже соединял небольшой однопролётный Средний мост, потом, в 1776 году, здесь появилась каменная переправа.

Ценность Каменного моста заключается в том, что он стал первым мостом из камня, построенный в Санкт-Петербурге, за что и получил соответствующее название. Эта переправа сохранилась такой, какой ее придумал инженер И.В. Назимов и сделали петербуржские мастера под контролем инженера И.Н.Борисова. Только в конце XIX века куда-то исчезли лестницы, ведущие к воде.

Расположение Каменный мост перекинут через канал Грибоедова по Гороховой улице. Соединяет Казанский и Спасский острова.

Все имевшиеся тогда мосты, кроме Казанского, были выполнены из досок и бревен. А у Каменного моста даже оформление было особенным. Мастера использовали необычный дизайн под названием «бриллиантовый руст» камней. Такой приём частенько использовали при строительстве, теперь это оформление можно увидеть лишь на некоторых мостовых постройках. Перильное ограждение оформлено балясинами из чугуна, увесистыми гранитными тумбами и поручнем из металла.

Каменный мост

Мост знаменит еще и тем, что в 1880 году здесь планировали 7- е по счету покушение на российского императора Александра II. Члены партии «Народная воля» заложили под устои моста бомбу. Они должны были ее взорвать, когда по мосту будет проезжать экипаж с императором. Но агенты охранного участка разгадали этот коварный замысел, и Александр II проехал по мосту раньше тех, кто собирался осуществить жестокий план. На следующий год, весной, из-под устоев достали 7 пудов динамита. Но об этом узнали уже после гибели царя.

Эта переправа оказалась довольно крутой, поэтому зимой конные экипажи не могли на нее въехать. В начале ХХ века, когда в городе стали ходить первые автобусы, то при переезде зимой через Каменный мост, кондуктор просил всех пассажиров покинуть автобус и пешком добраться до середины моста. Потом пассажиры снова заходили в автобус, и транспортное средство катилось под уклон. В 1949 годах на Каменном мосту красовалась металлическая стойка с названием переправы. Такие стойки потом поставили почти у каждой городской переправы. Продолжительность Каменного моста - 19 метров, ширина — 13,88 метров.

Тот, кто желает своими глазами увидеть, какими были сооружения мостов в 18 веке, то Каменный мост – редкий тому образец. Мост объявлен архитектурным памятником и взят под охрану государства.