1-й Инженерный мост

 1-й Инженерный мост

Метро: Гостиный двор.

Наименование мосту дано по Михайловскому (Инженерному) замку, названному так еще в 1823 году, когда здесь поместили Главное инженерное училище. Этот мост раньше называли Летним, а наименование «1-й Инженерный» получил в 1882 году. Замок стал последним пристанищем, и местом убийства царя Павла I. Сегодня там размещена часть экспозиций Русского музея.

Расположение Соединяет Летний сад и Спасский острова через Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Еще раньше здесь, с 1720 по 1750 год, стоял мост-акведук через Фонтанку, выполненный архитектором из Голландии Г. Болесом. Мост служил переправой для пешеходов и через него же подавали воду для функционирования фонтанов Летнего сада. Через 10 лет на этом месте соорудили новую дощатую переправу.

В 1824—1825 годах строительством следующей переправы занялись инженеры П. Базен, Э. Клапейрон, заложившие в проект новое устройство свода моста. Он был сделан из чугунных тюбингов с  отверстиями в виде овалов, просверленными в стенках. Благодаря этой технологии мост получился необычайно лёгким, но прочным. Мост поставили на бутовые опоры, с облицовкой в гранит.

Металлические узлы были изготовлены на заводах К. Н. Берда и чугунолитейном Александровском.

Мост не только добротный, но и очень красивый. До нашего времени сохранилось его богатое оформление. Изящный узор решётки мостовой, выполненный П. Базеном, сумел повторить Л. Шарлеман на одной из оград Летнего сада. Перильное ограждение имеет вид коротких копий-дротиков, скрепленных горизонтальными тягами. Столбы решётки стоят, словно стражи, с укрепленными на них мечами и щитами, на которых очерчены головы Медузы Горгоны. Мостовые фонари имеют очень интересное оформление: пучки скрещённых копий, соединены красиво переплетенными венками. Вместе с Пантелеймоновским мостом, перекинутым через Фонтанку, 1-й Инженерныйобразует единый архитектурный ансамбль.

1-й Инженерный мост  ночью

 В 1946 году мост стал допускать деформацию, из-за чего был перекрыт. В 1952—1954 годах мостовую перестроили, лишив первоначального облика, но к 1955 году был восстановлен богатый декор фасадов и установлены шестигранные фонари. Проект для их воссоздания представил архитектор А. Л. Ротач. Следующей реставрации мост был подвергнут в 2002 году. Протяженность переправы - 27,8 м, ширина - 9,5 м. Старинный мост являлся бесценным архитектурным памятником Северной столицы. В 1994 году недалеко от переправы поставили памятник Чижику-Пыжику.