Большой Крестовский мост

 Большой Крестовский мост

Метро: Чкаловская.

Свое название мост получил от Крестовского острова, на котором в 1850 году была построена деревянная мостовая переправа, имеющая 11 пролетов. Так как мост был из бревен и досок, он быстро приходил в негодность и подвергался частому ремонту. К 1946 году мост пришел в такую ветхость, что его уже невозможно было разводить. Нужен был крепкий капитальный мост. И в 1950-1952 годах здесь было возведено металлическое 5-пролетное монолитное сооружение. Это первая крупная мостовая переправа, построенная в Северной столице после Великой Отечественной войны. Он стал соединяющим элементом Крестовского острова с Петроградским.

Расположение Перекинут через Малую Невку, в створе Большой Зелениной и Петроградской улиц.

Мост имеет 2-х крылый разводной пролет, размещенный в центре переправы. Переправа строилась по проекту архитектора Л. А. Носкова и инженера П. В. Андреевского. Каждое крыло оснащено своей осью вращения и крепко зафиксированными противовесами. Крылья раскрываются при помощи электролебедок, но есть и ручной привод, на любую непредвиденную ситуацию. Крылья способны раскрыться на 78 градусов. Мостовое устройство не считается разводным, но по заявкам от судов эта переправа тоже разводится. Длина мостовой перехода - 149 м, ширина — 25,5 м; масса пролетов - 815 тонн, противовесов - 325 тонн.

 Решетка Большого Крестовского моста

Прочные железобетонные опоры установлены в реку на высокие сваи. Береговые устои тоже выполнены из железобетона на свайном основании. Проезжий участок состоит из железобетонной плиты и покрыт слоем прочного асфальтобетона. Перила и фонарные столбы выполнены в готическом стиле. Секции перил расположены между тумбами прямоугольной формы, отлитыми из чугуна, вверху переходящие в форму перекрещивающихся стрельчатых арок. Высокие фонарные столбы кверху идут на сужение. Светильники представляют собой многогранные фонари, висящие на кронштейнах с оригинальным оформлением.

В 1993 году мост был отремонтирован. Через три года была проведена реконструкция разводной части сооружения. Вместо настила из досок здесь появилась железная плита с особо прочным покрытием. В 2005—2006 годах отремонтировали металлоконструкции разводной части моста. В 2007 году мост был еще раз отремонтирован. Восстановлены гидроизоляции и покрытие на постоянных пролетах.