Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

  • Адрес: Набережная реки Мойки, д. 20.
  • Станции метро: Адмиралтейская.
  • Репертуар театра: Сейчас на сцене Капеллы зритель может наблюдать действие великолепного концерта «Память сердца», «Волшебная шляпа», а также «На струнах любви».
  • Цена: от 250 р.
  • Телефон: +7 (812) 710-69-13

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

Капелла считается одним из старейших российских музыкальных учреждений, являвшихся профессиональными. Ее главной целью было и остается построение музыкальной культуры, а также ее развитие во всех направлениях.

Она стала первым в нашей стране учреждением, где с точной последовательностью происходило возникновение всех основных направлений образования и исполнительства в сфере музыки.

Истоки рождения Капеллы идут из далекого 1479 года, когда 12 августа был основан хор Государевых певчих дьяков, который создал сам Иван III. Хор изначально состоял лишь из одних мужчин, но впоследствии туда стали принимать и мальчиков.

Расположение Набережная реки Мойки, д. 20.

При Петре I хор получил другое название – Придворный хор. Его состав постоянно находился подле государя в любых поездках, а также во время походов. Ведь это был любимый хор Петра, о котором он заботился, всячески ухаживая за ним, он уделял особое внимание его быту, следил за тем, чтобы все развивалось в правильном направлении и не было никаких проблем. Кроме того, государь часто сам изъявлял желание поучаствовать в выступлениях хора, где он исполнял партию баса. Об этом мы можем прочитать в походном журнале Петра, который он вел, а также в различных  его указах.

Со вступлением на престол Анны Иоанновны в хоре началось тщательное и профессиональное обучение детей игре на различных инструментах.

Хор постепенно становился популярным не только у себя на родине, но также и за границей.

Так, при директоре Д. Бортнянском в конце 18 века хор приобретает большую известность в Европе. И это не случайно, ведь новый директор вкладывал всю свою душу в развитие и усовершенствование навыков певчих в Капелле. Помимо этого, он практиковался в сочинительстве различных произведений для своих подопечных.

Не только концерты, но даже и пробные выступление привлекали особое внимание слушателей к хору. Все это можно отнести к заслугам Бортнянского.

В 1837 году государь потребовал, чтобы место капельмейстера было отдано М.И. Глинке, которого он считал выдающимся и талантливым человеком. Он работал в Капелле около трех лет и достиг немалых высот. Он очень тщательно подбирал певчих для хора, постоянно обучал их новым навыкам и умениям. Ему было нужно, чтобы здесь пели только лучшие голоса. И он этого добился.

1884 год был отмечен для школы Капеллы тем, что здесь начали вводиться удостоверения, которые подтверждали окончание курсов по высшему музыкальному образованию.

Начало 20 века не принесло ничего хорошего для структуру Капеллы, ведь вся она была подвержена массовым разрушениям. Все нововведения, которые были установлены до этого, были аннулированы.

Известно, что в хор Капеллы входили только мужчины и мальчики, и женщины не могли принимать участия в этих пениях. Но в 1920 году все изменилось, и в хор были приняты двадцать талантливых женщин, которые привнесли нечто новое в жизнь хора.

 Когда неожиданно на голову всем обрушилась страшная война, хор Капеллы был разделен на две части, одна из которых неизбежно должна была отправиться на фронт, а оставшаяся вынуждена была эвакуироваться в Кировскую область. Таким образом, творческая жизнь Капеллы претерпела кардинальные изменения. Но, несмотря на все сложности военных будней, люди, входившие в состав хора, смогли пережить все испытания, и в 1944 году Капелла была возвращена в Ленинград.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

Все по – тихоньку возвращалась на круги своя, начали возобновляться ранее исключенные произведения, хор понемногу оправлялся от ужасов войны. Естественно, все это не произошло просто так, и данные события связаны по истине с великим человеком, который в те тяжелые времена находился в должности руководителя Капеллы. Им был Г.А. Дмитревский. Именно он смог вдохнуть новый и чистый глоток воздуха в уже отчаевшиеся сердца участников хора, придал им уверенности в завтрашнем дне и смог все -таки противостоять нелегким обстоятельствам военных будней.

После 1955 и до 1974 года Капелла находилась в творческом упадке духа, ведь очень часто происходила смена руководителей, а это довольно таки сильно отражалось на воспитанниках хора, которые вынуждены были постоянно подстраиваться под того или иного человека. Кроме того, часто менялся и состав хора, в котором в те времена не было никакого единства, климат внутри коллектива оставлял желать лучшего. Результатом всех этих событий стало резкое торможение творческого потенциала коллектива, в котором долгое время не сочинялось никаких новых произведений.

Но, как известно, после сложных испытаний наступает лучшее время, и вот в 1974 году коллектив возглавляет В. Чернушенко, который благодаря своей вере в себя и в группу хора смог вернуть все на прежние места. Он и сейчас является руководителем Капеллы.

В ноябре 1991 года Капелла приобретает вновь Симфонический оркестр, сумевший покорить огромную аудиторию слушателей, независимо от их пола, возраста и социального положения. Это был триумф.

На сегодняшний день капелла является одним из самых популярных мест в Санкт-Петербурге, где собираются люди, действительно разбирающиеся в высоком искусстве, которые чтят традиции и просто хотят получить истинное удовольствие от профессионального пения талантливых артистов.